Дневник турагента. Про бесплатный сыр.

Когда начинаешь вникать в суть любой распродажи, вспоминаешь, что в русском языке слова «скидка» и «кидать» — однокоренные.
Народная мудрость.

Слово «скидка» уже настолько обыденно звучит в нашей жизни, что на большинство призывов купить подешевле многие из нас уже не реагируют. Жизнь научила чувствовать подвох. Но, как говорится, «и хочется, и колется». Глаза загораются, а мозг просит если не купить, то хотя бы подумать о покупке. А если скидки нет — то отчего ж не поторговаться…
Мало кто задумывается над сутью скидки. Ни один нормальный продавец не будет продавать в убыток. А, значит, он дает скидку ради чего-то. Ради первоначального привлечения внимания, когда товар уже «завалялся», если вы постоянный клиент и на вас уже заработали и т.д. А то и вовсе забава «подними цену на 100%, а потом объяви о распродаже со скидкой 50%». Это абсолютные реалии нашей жизни. В большинстве отраслей можно манипулировать ценами до бесконечности.

С турагентствами несколько иначе: здесь правят бал и устанавливают цены поставщики услуг — туроператоры, отели, перевозчики и т.п. Да, они могут делать скидки исходя из своих соображений бизнеса. Туристические агентства — лишь посредник между ними и туристом. Многие задаются вопросом или даже негодуют: А зачем эта «платная прослойка»?.. Можно же и без услуг турагентов обойтись прекрасно и самим все забронировать. Можно. Ровно так же, как купить лекарство без рекомендации врача. Т.е. результат самостоятельности может быть разным.

Турагентство не продает тур. Оно предоставляет Услугу. А вот состав этой Услуги может быть разным. Почему? Потому что законодательно агенты должны «разъяснить» и «забронировать от имени и по поручению», а затем выдать документы. Все. И те, кто свою работу любит и клиентов ценит — этот список всегда негласно расширяли, назовем это Сервисом. Есть сервис, который предоставляется явно — Вам подобрали нужный вариант, решили вопросы с отелем по вашим пожеланиям, зарегистрировали на рейс или держали связь, когда вы были на отдыхе. А есть вещи, о которых вы и не знаете — как проверили бронь в отеле, как отреагировали на ваш отзыв об отдыхе, как подгоняли туроператора с бронью и т.п.

И вот с этого момента начинается разговор, от которого трясет всех турагентов — о СКИДКАХ. Потому что есть 2 лагеря: агентств-скидочников и агентств, которые скидок не дают. Первые считают, что цель оправдывает средства, вторые ненавидят первых за непрофессионализм. Профессиональные форумы (где, естественно, водятся вторые, потому что живут туризмом и всегда в теме) разрываются от негодований, что очередной клиент, поконсультировавшись, ушел в соседнее агентство, где предложили скидку; предлагаются идеи запретить демпинг на законодательном уровне (КАК???); желают скидочникам поскорей разориться и так далее. В чем-то права каждая сторона. Скидочники — как умеют, так и зарабатывают, стандартные агентства — им есть из-за чего негодовать. Я в этом вопросе встаю на сторону туриста, где хочет, там пусть и бронирует, с одним условием — он понимает, что делает и принимает на себя все риски. Ведь сотрудники «Азбуки вкуса» не жалуются на покупателей, которые пошли за продуктами в «Ашан». Это разные покупатели, разное обслуживание, разный сервис, разные продукты и разные риски, в конце концов. Хочешь — возьми с полки красивое и тебе его в пакетик упакуют, а хочешь — поройся в ящике с на вид не особо кондиционным товаром и выбери себе сам, а затем постой в очереди. Правда аналогия с турагентствами тут не совсем четкая — мы говорим про магазины известные и их бизнес-модель ясна и устойчива. А вот что будут делать с вашими деньгами агенты, предлагающие скидки, и будут ли эти скидки вообще — это вопрос. С которым разбираться будем позже. Расскажу десяточек «схем» привлечения на мнимые скидки.

В общем, вопрос с точки зрения туристического сообщества ясен — профессионалы категорически против скидок. Это раскачивает отрасль, это вводит в заблуждение и, как следствие, потом пугает самих туристов. Не зря, т.к. отрасль, и без того не сверхприбыльная, постоянно находится в состоянии шока последние годы: то туроператоры разорились, оставив массу людей без денег и отпуска; то закрыли Египет и Турцию; то принимаются нежизненноспособные законы, которые путают всех и заставляют туроператоров идти на непопулярные меры и всячески изголяться, трепя нервы туристам и агентам. В таких условиях способны работать и выживать только настоящие профессионалы, а они не могут существовать при скидочных схемах. Просто не могут и все. Здесь либо количество, либо качество. Банально, но так: либо 100 заявок по 1 тыс рублей (и не помнишь, кому что забронировал), либо 10 по 10 тыс. (и знаешь потребности каждого лично).

Но цифры — это для любителей посчитать чужие деньги. Главное не это. Почему я уже несколько раз сделала слова «скидочник» и «профессионал» антонимами? Разве в агентствах, предлагающих скидки сидят менеджеры, которые не в курсе, что такое туризм в принципе? Нет. Там сидят близкие к туризму люди. Не более того. Более опытные или менее, как повезет. Они умеют нажимать кнопки. На рынке труда они стоят своих денег. Но большие скидки ВСЕГДА даются на условии снижения сервиса. Всегда. Потому что вы меняете скидку на «кусочек» услуги. И менеджеру, к которому приходят за скидкой важно продать вам то, что можно продать за те деньги, которые вы принесли. Ему не обязательно знать, подойдет ли вам это. Ему не надо тратить время и деньги на обучение, посещение стран и отелей, которые он продает. Не надо следить за новостями в отрасли, за ремонтами отелей и происходящем на курортах. Как и сотруднику «Ашана», раскладывающему товар, не обязательно в совершенстве знать русский язык. Его задача — продать 100 по тысяче (см. выше).

Поэтому считаю, что каждый вправе выбирать, где и что ему покупать. Дорого или дешево — ответственность за выбор для себя личнолежит только на вас в любом случае. Если все взвешено и риски вас устраивают — вполне можно сэкономить. Если есть сомнения — не рискуйте. Большинство из нас отдыхает раз-два в год и рисковать долгожданным отпуском ради убеждения, что сэкономил — сомнительное удовольствие.

Ну а теперь можете закидать меня помидорами в комментариях))).

P.S. А это из раздела «туристический юмор». Но от правды недалеко…

3 комментария

Marussia
Я согласна. Всему своя цена. Мы так прокололись однажды, больше тоже не рискуем. Кто б раньше подсказал!
Elromash
Спасибо. Вы сразу согласились, потому что споткнулись. Ну не привык у нас народ на чужих ошибках учиться, русский «авось». А мне «изнутри» то больше фактов известно, вот и предупреждаю…
Elromash
Новости по теме:
Случаи мошенничества с участием турагентств, к сожалению, происходят на регулярной основе. Очередной случай, который приключился в Томской области, выбивается из общего ряда своей дерзостью.
Сотрудники местного турагентства не только присваивали средства клиентов, но и оформляли кредиты по паспортным данным, полученным в ходе оформления тура. Об этом сообщает НИА Томск. Махинация вскрылась, когда банки стали требовать от ничего не подозревающих граждан погасить задолженности.
Пострадавшие обратились в полицию, и, в результате следственных действий, было установлено, что кредиты оформляло одно и то же турагентство. Кроме того, сотрудники компании присвоили порядка 3 млн RUB клиентов. Завлекали же они туристов неправдоподобно крупными скидками: 8%.
Руководитель Ассоциации турагентств Томска Ольга Севостьянова пояснила, что столь серьезных скидок компании не предлагали даже в лучшие годы. Все скидки свыше 3% должны стать поводом задуматься о честности работы турагентства.

Источник.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.